Главный ветеринарный портал России

Исследование органов пищеварения

У новорожденных слюнные железы выделяют относительно мало слюны. Новорожденные жвачные по сути являются моногастричными животными, т. к. при их кормлении молозиво /молоко/, минуя преджелудки, по пищеводно­му желобу попадает в сычуг. Смыкание губ пищеводного желоба бывает полным, если величина глотка у теленка не превышает 30 мл. При более массивных глотках часть молозива /молока/ может попасть в нефункцио­нирующий рубец, где происходит его загнивание, ведущее к желудочно-кишечным расстройствам. Объем сычуга в период новорожденности в 1,5-3 раза превышает объем рубца вплоть до месячного возраста, после чего преджелудки интенсивно развиваются и у взрослых животных объем рубца становится в 5-6 раз больше, чем объем сычуга.

У новорожденных телят сычужный сок почти не содержит свободной соляной кислоты и показатель рН его близок к нейтральной /4.0-5.0 е.т./. Свободная соляная кислота начинает появляться к концу первых суток жизни и в 2-7-дневном возрасте натощак составляет 24-38 е.т.

В сычужном соке молочных телят химозина около 51200 ед., а в 3-месячном возрасте - 200-400 ед. Переваривающая сила пепсина /по Метту/ близка к 2,0-5,0 мм в сутки и в сычужном соке составляет около 320 мг%. Других ферментов содержится мало. Так, активность ами­лазы в первые дни жизни телят составляет 25-36 ед,, а к 45-дневному возрасту - увеличивается до 360 ед. Липаза у новорожденных телят отсутствует.

У поросят до 20-дневного возраста протеолиз и кислотообразующая функция желудка слабы и желудочный сок содержит только связанную со­ляную кислоту. В трехдневном возрасте общая и связанная кислотность составляет около 90 ед., снижаясь к двухмесячному возрасту до 40-50 ед. Свободная соляная кислота появляется к 2-3-неделъному возрасту и к 2-2,5- месячному возрасту достигает 9,3 ед. рН сока в трехдневном возрасте около 4,0 и к 2-месячному возрасту снижается в среднем до 3,0 ед.

Руменация у телят в месячном возрасте достигает 1-2 сокращений в 2 мин, в 2-4-месячном возрасте 1-3, а в 6-месячном 2-5 сокращении в 2 мин /как у коров/; у ягнят соответственно 1-2, 2-3 и 3-5 сокращений в 2 мин. 

Важной особенностью новорожденных является высокая проницаемость гистоосмотического барьера. В первые 36-48 часов жизни через кишеч­ную стенку проходят в нативном виде глобулины молозива и другие фак­торы иммунобиологической защиты /"колостральный иммунитет"/. В даль­нейшем эта способность угасает. Уже через 0,5 часа после выпойки пер­вой порции молозива в крови телят появляются иммуноглобулины и другие биологически активные вещества, переходящие в нее из молозива, в т.ч. ферменты, гормоны, витамины, энергетические и пластические вещества. В молозивный период в кишечнике создается свой микробный "пейзаж", способствующий как пищеварению, так и предупреждению заболеваемости органов пищеварения.

Наиболее демонстративными признаками заболеваний желудочно-ки­шечного тракта у молодняка являются диспептические явления и расстрой­ства аппетита. Диспепсия проявляется поносом, метеоризмом, урчанием, а иногда - запором. В течение первых суток у новорожденных животных выделяется меконий, который представляет собой густую вязкую массу без запаха, состоящую из клеток кишечного эпителия, остатков прогло­ченных околоплодных вод, желчи, секрета кишечника и поджелудочной железы, накопившихся перед рождением и до первой выпойки молозива.

При недостаточной и несвоевременной даче молозива выделение мекония может задержаться на 5-8 ч и более, иногда развивается запор /чаще у плотоядных, поросят/. В обычных условиях кормления и содержа­ния новорожденных меконий выделяется 3-4 раза в течение первых суток. Когда отхождение мекония задерживается до 2-3 суток, надо принимать меры для освобождения прямой кишки от мекония, в т.ч. хирургическое вмешательство - при врожденном отсутствии /атрезии/ анального отверстия

В меконии обнаруживается небольшое количества жира и почти нет белка. Отсутствие эпителиальных клеток в составе мекония может ука­зывать на кишечную непроходимость. Примесь мекония к околоплодным водам указывает на внутриутробную асфиксию. После отхождения мекония отмечается переходный стул; к концу молозивного периода он становится свойственным периоду молочного вскармливания. При простой диспепсии кал становится жидким, зеленоватым вследствие увеличенного содержания биливердина и белых комочков кальциевых мыл; кисловатого запаха, час­то пенистый /"бродильная диспепсия"/. "Голодные" испражнения сходны с диспептическими, но гуще и темнее, содержат слизь. Иногда они бывают крошковатыми. При токсической диспепсии кал водянистый, светло-желтого цвета, содержит комочки кальциевых мыл. При кормовых отравле­ниях кал жидкий, обильный, зеленовато-желтого цвета, с примесью слизи и даже крови. Характерна полифекация /частые испражнения/. При всех этих состояниях возникает эксикоз /дегидратация, обезвоживание, нарушение водно-элект­ролитного обмена/, повышение гематокрита, вязкости крови, относитель­ное увеличение количества эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина, обще­го белка / вследствие сгущения крови/.

Патогенез эксикоза многообразен и зависит от степени потери воды через испарение /инсебильная потеря/, легкие, почки и особенно через кишечник при диарее, когда экскреция электролитов и жидкости превалирует над их поступлением и усвоением. Ускорение выделения из организма натрия ведет к гипотонической дегидратации по гипоосмолярному типу, сочетаемой со снижение осмотического давления крови и пере­ходом воды во внутриклеточную среду /отек тканей/. При острых расст­ройствах пищеварения у молодняка эксикоз развивается обычно по этому типу. Наоборот, задержка натрия ведет к дегидратации гипертонического /гиперосмолярного/ типа, выражающегося во внутриклеточном эксикозе - выделении жидкости из внутриклеточной среды во внеклеточную. Выясне­ние патогенеза эксикоза имеет ключевое значение при обосновании ле­чения, т. к. в первом случае лечебный эффект наступает при использова­нии гипертонических, а во втором - гипотонических растворов электро­литов. Полифекация и расстройства испражнения при панкреатитах обус­ловлены нарушением мембранного пищеварения вследствие ферментативной недостаточности. По свойствам кала можно установить источник желудочно-кишечных кровотечений. При кровотечении в верхних отделах  желудочно-кишечного тракта /пищевод, желудок, двенадцатиперстная, тонкая кишки/ кал становится гомогенным, черным. Если кровотечение возникло в терминальных отделах подвздошной кишки и толстом кишеч­нике, кал окрашен в алый цвет крови. При трещинах в прямой кишке кровь алого цвета и обычно находится на поверхности фекалий. Для ви­зуального исследования прямой кишки у молодняка используют ректоскоп с волоконным световодом Ре-ВС-3 и ректомикроскоп PMС-1. Запор /задерж­ка испражнения более 2 суток/ может быть органического и функциональ­ного происхождения.

Метеоризм и урчание возникают обычно на фоне энтероколитов и дисбактериозов, нарушения всасывания газов и жидкостей преимуществен­но в терминальных отделах подвздошной кишки и проксимальных отделах толстой кишки.

При осмотре обращают внимание на общий вид животного, состояние губ, живота, перианальной области. Чавканье /свойственное в норме только свиньям/, слюнотечение, отказ от корма, нарушение целостности губ, щек, понос указывают на необходимость тщательного исследования пищеварительной системы.

При осмотре ротовой полости обращают внимание на состояние слизистой оболочки: цвет, запах; наличие воспаления, афт, язв, эрозий, травм, сыпей; правильность роста и стирания зубов. Частой причиной травматических повреждений слизистой рта у поросят является рост '"лишних" зубов /клыков/, поедание колючего, грубого корма; химичес­кие и термические ожоги, грызение деревянных ограждающих конструкций /"лизуха"" при минерально-витаминном голодании/. При заглатывании инородных предметов они могут застревать в глотке /иногда можно обна­ружить визуально/, в пищеводе /возможно установить при пальпации шейной его части/. При их локализации в грудной части пищевода проводят зондирование и рентгеноскопию. Для визуального исследования пище­вода и желудка у молодняка удобно использовать медицинский эзофагогастроскоп гибкий биопсийный с волоконным световодом ЭГ-ВО-1.

Осмотр живота дает важные сведения для постановки диагноза. Так, выпячивание стенок живота и голодных ямок часто свидетельствует об обтурации пищевода инородными телами, о тимпании преджелудков /вслед­ствие проглатывают ветоши, шерсти и т.п./; о безоарной болезни сы­чуга и 12-перстной кишки; поедании недоброкачественных кормов. У но­ворожденных надо исследовать состояние пупочного канатика на возмож­ность омфалофлебита. При перитоните тип дыхания становится грудным, живот подтянут, брюшная стенка напряжена, болезненна. При метеоризме, асците, чрезмерном увеличении печени, селезенки, мочевого пузыря брюшная стенка становится отвислой. Для визуального исследования же­лудка и двенадцатиперстное: кишки у молодняка применяют гастродуоденоскоп гибкий биопсийный с волоконным световодом ГД-30-1.

У мелких животных важные данные получают при пальпации органов брюшной полости через брюшную стенку. Методом пальпации можно устано­вить положение, форму, размер, подвижность, консистенцию, болезнен­ность желудка, печени, селезенки, почек, мочевого пузыря, тонких и толстых кишок.

Эндоскопия /лапароскопия/ - осмотр органов брюшной полости с развитием световолоконной техники - приобретает возрастающее значение. Для этих целей, а также для проведения различных операционных мани­пуляций предназначен лапароскоп ЛЗС-1. Прибор вводится в брюшную по­лость под местной анестезией с соблюдением правил асептики и анти­септики. Телятам его вводят справа в точке пересечения горизонталь­ной линии, идущей на 2-3 см ниже выступа маклока, и вертикальной от каудалъного края поперечного отростка второго поясничного позвонка. Из введенной в этой точке иглы извлекают мандрен, шприцем Жанэ или аппаратом Боброва создают местный пневмоперитонеум, иглу извлекают и скальпелем делают разрез на 2 см. В брюшную полость вводят троакар с вентильной канюлей, через которую проводят перископическое опти­ческое устройство с вмонтированной в него электрической лампочкой. Осмотр проводят после предварительного нагнетания в брюшную полость воздуха через специальное устройство прибора. Большая длина опти­ческой трубки позволяет вести осмотр всех отделов брюшной полости. Передача в брюшную полость "холодного" света обеспечивает достаточ­ное освещение при исключении термического повреждения. В комплект лапароскопа входит специальное устройство для пункционной биопсии печени.

По завершении исследований операционное окно обрабатывают обще­принятым методом и накладывают наклейку. Особые правила септической предосторожности соблюдают при исследовании однокопытных и коз, чув­ствительных к возникновению перитонита.

Копрологические исследования могут иметь решающее значение при диагностике желудочно-кишечных заболеваний.

Наряду с микроскопическим исследованием фекалий проводится мик­роскопия, позволяющая изучить остатки и виды непереваренных кормов, в т.ч. мышечные волокна, крахмал, клетчатку, жир и жирные кислоты, наличие крови, слизи, паразитов и их яиц.

Так, креаторрея /наличие в кале мышечных остатков/ и содержание соединительной ткани отражают ферментативную недостаточность желудка и поджелудочной железы, отмечаются при усилении перистальтики. При панкреатической недостаточности и энтеритах в кале появляются зерна непереваренного крахмала. Стеаторрея /повышенное содержание в кале нейтральных жиров/ является следствием низкой активности липазы под­желудочной железы, недостаточности желчеобразовательной функции печени, энтероколитов. При копрологическом исследовании определяют со­держание эритроцитов, лейкоцитов, эпителия, белка, определяют скры­тую кровь, индикан, желчные кислоты.

Синдромы патологии органов пищеварения многообразны.

"Колики" возникают при острых заболеваниях органов брюшной по­лости. Проявляются беспокойством, потением, скрежетом зубов, расши­рением зрачков, стонами, иногда рвотой /не бывают у жеребят и молод­няка жвачных/, задержанием дефекаций и газоотхождения, иногда поно­сом; живот подтянут /иногда вздут/, появляются признаки интоксикации, эксикоза, болезненность брюшной стенки, симптомы перитонита, кровоте-чения в брюшную полость или просвет желудочно-кишечного тракта /раз­рыв желудка, язвенная перфорация, разрыв печени/, непроходимость ки­шечника /инвагинация, заворот и перекручивание кишки, тромбоэмболия брыжейки при деляфондиозе жеребят/.

Острый гастроэнтерокалит проявляется в виде диарей, простой и токсической диспепсии; вследствие колиэнтерита /колибактериоз/, сальмонеллеза, кормовых токсикозов и отравлений; дисбактериоза кишечника. Быстро развивается дегидратация /эксикоз/, снижается масса тела, отме­чается сухость кожи и слизистых оболочек, снижение и утрата эластич­ности кожи. Этиологический диагноз на наличие инфекционной болезни ставится на основе бактериологического и вирусологического исследований.

Синдром печеночной недостаточности возникает при глубоких нарушениях ее функций, когда происходит 75-80%-ное поражение купферовских клеток, и может протекать остро и хронически. Острая форма развивается при тяжелых отравлениях гепатотоксическими ядами /передозировка четыреххлористого углерода при лечении фасциолеза у жвачных/, плесенями. Хроническая недостаточность является следствием хронических заболева­ний печени /дистрофия, цирроз/. Клинически печеночная недостаточность проявляется смещением границ печени в каудо-вентральном направлении /у рогатого скота/, адинамией, гипокинезией, сопорозностью, коматозным состоянием /"печеночная кома"/.

Желтуха слизистых оболочек и кожи в непигмеитированных местах появляется при увеличении содержания билирубина более 68-85 мкмоль/л /более 4-5 мг%/. Желтушность тем выше, чем больше билирубинемия. Она лучше выявляется при естественном освещении. Как и у взрослых живот­ных, желтуха может носить паренхиматозную, механическую и гемолитическую природу, но у новорожденных кроме того отмечается т.н. конъюгационная желтуха вследствие возрастной недостаточности активности глюку-ронилтрансферазы, обеспечивающей в печени переход водонерастворимого /непрямого, непроведенного через печень, не связанного с глюкуроновой кислотой/ билирубина в прямой /водорастворимый, проведенный, связан­ный с глюкуроновой кислотой/ билирубин, отчего в крови происходит на­копление непрямого билирубина /физиологическая желтуха в первые часы и дни жизни, после чего она исчезает/. Причиной желтухи у животных раннего постнатального возраста может быть атрезия, обтурация желчевыводящих путей и затруднение секреции желчи в 12-перстную кишку. В крови накапливается проведенный билирубин. При гемолизе эритроцитов в кровеносном русле /отравление гемолитическими ядами, гемоспоридиозы/ накапливается непроведенный билирубин.

При обтурационной желтухе кал становится белесоватым /"собачий кал"/ вследствие снижения содержания в кале стеркобилина; возрастает уробилинурия, появляется брадикардия, сердечная недостаточность; воз­никают патологические формы дыхания /Кусс - Мауля, Чейн - Стокса/. Изо рта, от пота, мочи исходит сладковатый "печеночный" запах вследст­вие повышенного выделения метилмеркаптана; возможно развитие геморрагического синдрома /петехиальные и экхимозные кровоизлияния в кожу, подкожную клетчатку и слизистые оболочки/. Лабораторные печеночные пробы нарушаются.

(© Все права защищены)

реклама на сайте | полезные ссылки | Карта сайта